«Сказка о руководящей Золушке» 
8 декабря 2019

«Сказка о руководящей Золушке»

"Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа." Алиса Фрейндлих.

Алиса Бруновна Фрейндлих - советская и российская актриса кино и театра, народная артистка СССР, родилась в Ленинграде 8 декабря 1934 года. Мать хотела назвать дочь Наталей, но бабушка и отец настояли на имени Алиса. 

Девочка с раннего детства была очень музыкальной - напевала мелодии и играла в театр, переодеваясь в мамины платья. Семья Фрейндлих оставалась в Ленинграде во время блокады, Алиса Бруновна вспоминает этот период в интервью как самый тяжелый, но невероятно яркий - бабушка организовала очень строгий режим питания по часам, что позволило им выжить.

В школе Фрейндлих ходила в театральный кружок, что позволило с первого раза поступить в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. После института она играла в драматическом театре им. Комиссаржеской.

В то время она была хорошо известна как театральная актриса, но с кино отношения не складывались - были эпизодические роли в «Бессмертной песни», «Полосатом рейсе» и «12 стульев».

Ситуация коренным образом изменилась в 1974 - актриса получила роли в целой серии популярных советских фильмов: в мелодраме «Анна и Командор», «Опасный возраст», в детском фильме «Принцесса на горошине» и «Тайна Снежной королевы».

Но всенародную и всесоюзную любовь Алисе Бруновне Фрейндлих принесла роль Людмилы Калугиной в знаменитом "Служебном романе". Режиссер фильма Эльдар Рязанов сразу утвердил ее на главную роль и не ошибся - миллионы женщин по всему Советскому Союзу вдохновились преображением "серой мышки" и занялись собой. Фрейндлих приходили сотни писем с благодарностями и восхищением. 

 «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок»

Цитаты из фильма стали крылатыми народными выражениями, а две песни, которые исполняет Алиса Бруновна «У природы нет плoхой погоды» и «Моей душе покоя нет» - хитами.

Еще одной выдающейся ролью Фрейндлих стала королева Анна в экранизации "Трех мушкетеров".

В 1983 году она переходит в Большой драматический театр им. М. Горького, в котором исполняет главные роли в множестве спектаклей:  «Киноповесть с одним антрактом», «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и других.

Алиса Бруновна продолжает сниматься в кино и играть в родном театре, ее творческие заслуги признаны не только народом, но и подтверждены официально - в ее арсенале 5 почетных орденов за вклад в искусство и около 20 престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.

При этом Алиса Фрейндлих считает себя сугубо театральной актрисой и фильмы свои никогда не пересматривает!

"Алиса Фрейндлих, безусловно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать. Она воспитала замечательную дочь, мы с Варей вместе работали, и это действительно чудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко её ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось". Георгий Штиль

Алиса Фрейндлих известна не только своими актерскими ролями, но и проникновенными декламациями.

В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – кое-кто всерьез считает актрису автором этих строчек.