Со дня рождения А. C. Грибоедова исполнилось 225 лет 
15 января 2020

Со дня рождения А. C. Грибоедова исполнилось 225 лет

Сегодня исполняется 225 лет со дня рождения великого русского писателя Грибоедова. Он оставил огромный след в истории культурной жизни нашей страны. Наделённый редкими природными способностями и необычайным трудолюбием, он, не посещая никакую школу, самостоятельно проштудировал полный курс всех школьных наук того времени, овладел французским, английским, итальянским, древнегреческим, латинским языками и игрой на фортепиано. Ещё будучи отроком, он выдержал вступительные экзамены и был принят в Московский университет, причём сразу на два факультета – словесный и юридический. Но этого ему показалось мало, и он поступил ещё и на физико-математический.

По окончании университетского курса наук, Грибоедов удостоился двух учёных степеней – и филологических, и юридических наук. Он готовился к профессорской деятельности в стенах родного университета, но начавшееся вторжение наполеоновских войск в Россию, побудило Александра Сергеевича добровольно уйти в армию и воевать с непрошеными «гостями». В это же самое время он пишет и публикует репортажи с обстоятельным описанием армейской жизни.

Дождавшись изгнания французов с русской земли, молодой писатель опять-таки добровольно ушёл в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. Первыми опытами его в этом плане были весёлые комедии: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность», «Своя семья или замужняя невеста», а также либретто, по которому композитор Верстовский сочинил оперу «Кто брат, кто сестра». В возрасте 21 года Грибоедов приступает к созданию главного труда своей жизни – бессмертной комедии «Горе от ума».

В 1817 году жизнь 25-летнего поэта круто изменилась. Он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и стал работать в Коллегии (министерстве) иностранных дел. Здесь состоялось судьбоносное знакомство его с Пушкиным, Крыловым (им выпадет честь создания современного русского литературного языка), а также Чаадаевым и будущими декабристами - Пестелем, Кюхельбекером, Рылеевым, Одоевским, Бестужевым, Якубовичем, Трубецким, братьями Муравьёвыми, а ещё – с композиторами Глинкой и Алябьевым.

Будущие декабристы не скрывали своих замыслов ни от Пушкина, ни от Грибоедова. Но в состав тайного общества не ввели ни того, ни другого. За один только мудрый этот поступок, сохранивший России двух гениев, они заслуживают безмерной благодарности.

В 1818 году Коллегия направила Грибоедова в Персию на должность секретаря русской миссии (посольства). После четырёх лет службы в миссии Александр Сергеевич был переведён в Тифлис (так тогда именовался Тбилиси) секретарём по дипломатической части при главнокомандующем всеми русскими войсками на Кавказе генерале Ермолове. Безупречно выполняя служебные обязанности, он продолжал работать над «Горем от ума». Здесь он сблизился с передовыми людьми тогдашней Грузии – поэтами Григолом Орбелиани и Александром Чавчавадзе (оба были одновременно и генералами русской армии), писателем Георгием Эристави, общественным деятелем Соломоном Додашвили и другими. Грузия вдохновила Грибоедова на создание поэм «Грузинская ночь», «Там, где вьётся Алазань», «Радамист и Зенобия», «Кальянчи». Он сочиняет здесь  и героическую поэму «1812 год».

Александр Сергеевич стал издавать газету «Тифлисские ведомости» (о ней очень высоко отозвался Пушкин), способствовал открытию нескольких уездных школ, основал коммерческий банк, разработал проект реконструкции и повышения культуры хозяйственной деятельности на всём Закавказье.

В 1824 году Грибоедов был переведён в Петербург, где он и завершил работу над «Горем от ума». Это произведение небывалой дотоле обличительной силы потрясло всю Россию, невзирая на то, что цензура запретила её издание (она быстро разошлась по стране в рукописных списках). Вряд ли можно считать направление новоявленного сатирика в самую горячую точку Кавказа – Чечню, то есть под пули, случайностью. Не сломившийся фактической ссылкой поэт создаёт здесь стихотворение, в котором была строка «Русь, зачем воюешь ты?..». 

В январе 1825 года опального поэта отозвали из Грозного и отдали под суд, обвинив в соучастии в заговоре декабристов. Следствие длилось целых полгода, но доказать вину Грибоедова судьям не удалось. Он был освобождён из-под стражи, но с установлением негласного надзора над ним.

В 1826 году Грибоедова снова направили в Тифлис с ответственным поручением содействовать завершению русско-персидской войны на выгодных для России условиях. С этой задачей Александр Сергеевич справился блестяще, увенчав свой труд подписанием Туркманчайского мирного договора.

В этот период в личной жизни поэта произошло важное событие: он женился на Нине Александровне Чавчавадзе, в которую давно был горячо влюблён и пользовался её взаимностью. Именно она организовала первую сценическую постановку «Горя от ума» на любительских подмостках в имении своего отца в Цинандали. 

Новое назначение своё полномочным министром (послом) в Персию в 1828 году Грибоедов не без основания расценил как очередную политическую ссылку. Однако обязанности свои он выполнял подобающим образом, настойчиво требуя от персидских властей точного соблюдения всех условий мирного договора, включая выплату России немалой контрибуции.

30-го января 1829 года российский посол был заколот в Тегеране кинжалами натравленной на него толпой фанатиков. Персидский шах откупился преподнесением русскому императору огромного драгоценного камня. Николай I, увы, счёл такую плату за жизнь своего посла вполне достаточной.

Всю глубину потери для России Поэта и Гражданина одной из первых оценила Нина Чавчавадзе-Грибоедова. Она увековечила на могильном памятнике мужа потрясающие слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Заслуживает особого упоминания, что юная вдова Поэта, признанная одной из красивейших женщин Грузии, до конца своих дней сохранила верность памяти своего великого супруга, хотя ей предлагали руку и сердце поэт Григол Орбелиани и другие, не менее достойные люди. 

 

Александр Грибоедов

русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин