«Ей дорога в жизнь, только в жизнь!»

31 мая 2022

«Ей дорога в жизнь, только в жизнь!»

Михаил Нестеров родился в 1862 году в купеческой семье в Уфе. Родители – хорошо образованные люди широких взглядов – позволяли сыну заниматься творчеством и в 12 лет отправили его учиться в реальное училище. Через два года Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были великие художники-передвижники Василий Перов (картины «Тройка», «Охотники на привале» и др.), Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Радуга» и др.), их влияние заметно в ранних картинах Нестерова. 

     

Начинает молодой художник свой творческий путь с пейзажа, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Нестеров изображает русскую природу без использования ярких оттенков, внешней эффектности, но передает ее особую лиричность. Пейзаж в его произведениях, который прозвали «нестеровским», имеет собственное настроение, созвучное настроению героев картин.

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала картина «Христова невеста». История ее создания связана с глубокой личной трагедией, постигшей художника в 1886 году: через год после свадьбы скончалась его жена. Многие женщины с полотен Нестерова похожи на его первую жену, наделяет ее чертами живописец героиню и этой своей картины. В итоге появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

«Достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью».   Сергей Дурылин

 

Михаил Нестеров написал много полотен на религиозную тему, первой из которых была картина «Видение отроку Варфоломею», принесшая художнику настоящее признание и славу.

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».   Михаил Нестеров

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, Нестеров стал писать портреты. Так началась галерея портретов членов семьи, друзей и близких художника, а впоследствии известных современников (художника В.М. Васнецова, священника С.Н. Дурылина, ученого И.П. Павлова, философов С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, скульптора В.И. Мухиной и др.) и автопортретов.

 Автопортрет художника

Среди этих работ особое место занимает картина «Девушка у пруда».

Сохранилась история ее создания. Летом 1923 года, семья художника отдыхала в подмосковной деревне Дубки. Из-за частых дождей работать на воздухе, писать этюды было невозможно, приходилось томиться в мастерской.

Однажды, когда кончился утренний дождь, Нестеров вышел в парк. Низкие серые облака закрывали небо. Деревья стояли влажные. Было сыро, но тепло. Молчали птицы, воздух был неподвижен и густ, роскошная от избытка влаги зелень парка впала в дрему...

Гуляя по парку, художник в раздумье остановился у пруда. На скамье у самой воды сидела его дочь Наталья. Она сидела, опершись на скамью обеими ладонями. Казалось, она присела только на минутку – и опять куда-то побежит. Но что-то удержало ее. Она повернула голову к пруду и смотрит вдаль, где едва заметно пробиваются лучи солнца...

Поза дочери и выражение ее лица приковали внимание отца, никогда еще он не видел такого выражения лица у Наташи. Взгляд у нее собранный, решительный и даже слегка суровый. Она смотрит вдаль уже недетским взглядом и не боится трудностей взрослой жизни. Это девушка уже из новой эпохи.

Нестеров выходит из-за своего зеленого укрытия и властно говорит дочери:

– Вот так сиди! Я с тебя буду писать...

«Девушка у пруда»

Через двенадцать лет в Москве открылась выставка картин М. В. Нестерова. Картина «Девушка у пруда» открывала портретную галерею, написанную художником за эти годы. Пришел на выставку Нестерова и Алексей Максимович Горький, с которым живописец дружил, но много лет уже не встречался. Горький переходил от картины к картине, радовался, что Нестеров вышел на широкую дорогу жизни и так талантливо запечатлел своих современников. Особенно Алексей Максимович залюбовался «Девушкой у пруда». Долго не отходил от нее, а потом сказал:

– О каждой нестеровской девушке думалось: когда-нибудь она уйдет в монастырь. А вот эта девушка не уйдет. Ей дорога в жизнь, только в жизнь!

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался художник 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни.

В статье использованы материалы с сайтов: https://www.buro247.ru/culture/arts/6625.html; https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2623-osenniy-peyzazh-mihail-vasilevich-nesterov-opisanie-kartiny.html; http://artageless.com/index.php?option=com_content&view=article&id=308&catid=14&Itemid=122; https://ar.culture.ru/ru/subject/hristova-nevesta; https://www.artcontext.info/stories-about-artists/43--mikhail-nesterov/1366-sdcu.html; https://www.culture.ru/persons/8964/mikhail-nesterov

Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)

русский и советский художник, академик живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР