Бенчмаркинг: когда не стыдно подсматривать
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»

29 октября 2021

Бенчмаркинг: когда не стыдно подсматривать

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking - «точка отсчета», «зарубка») – сравнительный анализ эффективности и особенностей организации деятельности других компаний для улучшения собственной работы. Посредством бенчмаркинга можно выяснить, каким образом рыночные лидеры завоевывают ведущие позиции, организуют бизнес-процессы. А затем внедрить практики и технологии на своем предприятии, ориентируясь на стандарты лучших предприятий. Метод является частью культуры непрерывного совершенствования (кайдзен-технологии), занимает ведущие позиции по популярности среди инструментов управления в любой сфере деятельности.

Можно добиваться лучших результатов по сравнению с конкурентами годами. А можно никогда и их и не обогнать. Почему бы просто не узнать – каким образом у них получается то лучшее, что никак не выходит у нас? Классический анализ конкурентов предполагает детальное изучение их работы, начиная с анализа ассортимента, цен, местоположения и заканчивая описанием цвета униформы сотрудников. Бенчмаркинг же рассматривает только лучшие практики в проблемном поле: он отвечает на вопрос – как организован конкретный процесс у конкурентов, чему можно у них научиться, что перенять или каким образом адаптировать под свои условия, чтобы потребитель был доволен.

Сложности заключаются в том, что мало кто хочет делиться историей успеха с конкурентами и рассказывать о том, каким образом он завоевал доверие потребителей. Но для этого существует шпионаж: можно прибегнуть к методу тайного покупателя и даже временно устроить своего сотрудника на работу к конкурентам. Честный открытый бенчмаркинг тоже имеет место в практике: обмен опытом всегда способствует развитию. Само собой, что информация, полученная в ходе бенчмаркинга, никогда не подлежит распространению и предоставлению третьим лицам. Об этом говорит Кодекс Бенчмаркинга, разработанный International Benchmarking Clearinghouse (IBC). В Японии и США программы бенчмаркинга осуществляются при поддержке государства. При этом считается, что выигрывает экономика станы в целом. В Европе же популярность бенчмаркинга весьма умеренна.

Итак, кратко: бенчмаркинг – заимствование успешных решений. Суть метода сводится к 4 укрупненным этапам

  1. ВЫБОР ОБЛАСТИ БЕНЧМАРКИНГА
  2. СРАВНЕНИЕ С ЭТАЛОНОМ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
  3. ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
  4. МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА

К 1980-м годам доля корпорации XEROX на мировом рынке снизилась с 80 % до 40% вследствие сильной конкуренции со стороны японских фирм Canon и Minolta. Сотрудники XEROX детально рассмотрели продукты конкурентов, всю цепочку добавленной стоимости. Они увидели, что можно снизить себестоимость продукции, не ухудшая ее качество. За счет этого были выявлены и решены собственные проблемы: производственные издержки были снижены на 50%, а время разработки и конструирования новых продуктов сокращено на 66%.

В 1986 году при разработке автомобиля Taurus компания Ford выделила около 400 элементов конструкции, критических для успеха модели в целом. Каждый из этих элементов подвергся сравнению с лучшими в отрасли. В конечном итоге при запуске новой модели в производство Ford превосходил конкурентов в 77% из указанных 400 элементов!

Позже другие компании расширили области исследования, дополнили методологию, и сегодня бенчмаркинг является высокоэффективным средством совершенствования деятельности организаций.

Метод набирает популярность и в России. Первыми стали использовать его крупные игроки. Так, компания Газпром провела анализ деятельности компаний – нефтедобытчиков. Выяснилось, что услуги по бурению скважин у них выполняют сторонние организации. Поэтому Газпром тоже вывел это направление на аутсорсинг. Сегодня бенчмаркинг используется и малыми фирмами: активно перенимаются эффективные приемы и практики сервиса и обслуживания потребителей как крупных игроков, так и своих непосредственных конкурентов.

Чаще всего бенчмаркинг адаптирует лучшие практики под свои условия. Поэтому если сдать лабораторную работу как у соседа по парте, то это списывание и плагиат. Если спросить соседа как он выполнил задание, понять и решить свой вариант, то это уже бенчмаркинг.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

https://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml

https://in-scale.ru/blog/benchmarking/

http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1128

https://umom.biz/benchmarking-sushhnost-etapy-instrumenty/

Прохорова Ольга Константиновна

автор рубрики, куратор направлений "Сервис", "Управление персоналом", "Менеджмент"

Другие новости

Новости и события ВИВТ



Мероприятия ВИВТ



Новости и события