«Мираж хрустальный»
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»

29 апреля 2022

«Мираж хрустальный»

Именно таким волшебным определением выдающийся русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) охарактеризовал бал – неотъемлемый атрибут дворянской жизни XIX – начала XX веков. В России танцевальные вечера стали проводиться по приказу Петра I начиная с 1718 года, однако наибольшую популярность приобрели уже в следующем столетии.

Ведущую роль на балу, несомненно, играли танцы. Каждому из них соответствовал свой стиль поведения и беседы.

Величественный танец-шествие полонез открывал вечер, соответствуя торжественности этого момента, его официальности и парадности.

Затем следовал не имеющий ни малейшего намёка на манерность вальс. Этот лёгкий и изящный танец давал парам возможность сблизиться, располагал к менее официальному общению. Именно вальс И.А. Бунин описал в одноимённом стихотворении 1906 года:

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных –
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

 

   И.А. Бунин 1889 год                                  Воронеж. Начало ХХ века

Этому танцу писатель отдавал предпочтение и на балу в воронежском Дворянском собрании в январе 1907 года:

«Когда я приехал, бал только что начался, но уже полны были всё прибывающим народом парадная лестница и площадка на ней, а из главной залы, с её хор, всё покрывала, заглушала полковая музыка, звучно гремя печально-торжествующими тактами вальса. <…> Я наконец пробрался, остановился на пороге, слушая разливы и раскаты оркестра над самой моей головой, глядя на сверкающую зыбь люстр и на десятки пар, разнообразно мелькавших под ними в вальсе».    

    

Однако кульминацией и смысловым центром бала являлась мазурка. Именно этот стремительный и динамичный танец дарил ощущение праздника и веселья. Исполнителям предоставлялась большая свобода: несмотря на строго установленные фигуры и движения, каждый мог варьировать их по собственному желанию. Мазурка отличалась изобретательностью, лёгкостью исполнения, причудливостью поз, поэтому ей соответствовала непринуждённая беседа.

Завершал бал танец-игра котильон. Он был самым динамичным, разрушающим строго организованную структуру бала. Котильон соединял отдельные элементы всех танцев, включал в себя от 125 до 224 фигур.  

Этот строгий сценарий в начале ХХ века изменило возникновение новых танцев, которые быстро вошли в моду и стали сосуществовать с традиционными. Так, в 1905 году появилось сразу несколько танцев-шлягеров: падекатр, падепатинер, шакон, падеспань и падеграс. Без них не мог обойтись и воронежский бал 1907 года, гостем которого стал И.А. Бунин. Впоследствии писатель воссоздал атмосферу этого вечера в рассказе «Натали» (1942).   

Подробнее о бальной культуре начала ХХ века можно узнать в Музее И.А. Бунина на программе «Бал воронежских студентов»: https://voronezhliter.ru/afisha-programm-muzeya-bunina    

Современная бальная культура активно возрождает прекрасные традиции танца, обогащая все новыми форматами. Один из них представил ВИВТ.

В рамках праздничных мероприятий в честь 30-летия ВИВТ прошел еще не бал, но уже настоящий танцевальный конкурс, на котором были представлены разножанровые номера: от грациозного вальса до зажигательного народного танца. Интригой конкурса стало то, что в парах со студентами зрители увидели преподавателей в самом неожиданном для них амплуа.

Подробности конкурса «Танцы с преподавателями» на сайте ВИВТ по ссылке: https://vivt.ru/news/3078.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродукция с картины Виктора Габриеля Жильбера "Бал_конец XIX века" (на заставке), фото И.А. Бунина и Дворянского собрания, а также материал подготовлены и предоставлены кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина Вероникой Александровной Щукиной. 

В статье использованы иллюстрации с сайтов: 

https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F703194929289925192%2F&psig=AOvVaw2X150bs14Fo2iBRVpVC2s7&ust=1651298866398000&source=images&cd=vfe&ved=0CAkQjRxqFwoTCIjKk-bNuPcCFQAAAAAdAAAAABAN

http://www.poetry-classic.ru/12-17.html

Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.

Другие новости

Новости и события ВИВТ



Студенческая жизнь